Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

CMS

×
О библиотеке Новости Читателям Для лиц с ОВЗ Выставки Документы
О библиотекеРежим работы отделов библиотекиСтруктура библиотекиИстория библиотекиБиблиотека сегодняЭлектронный каталог книгообеспеченностиЭлектронные издания Научной библиотекиПубликации сотрудников и издания Научной библиотеки ТвГУПубликации о библиотекеПоложение о библиотеке
Режим работы отделов библиотеки
Структура библиотеки
История библиотеки
Библиотека сегодня
Электронный каталог книгообеспеченности
Электронные издания Научной библиотеки
Публикации сотрудников и издания Научной библиотеки ТвГУ
Публикации о библиотеке
Положение о библиотеке
ЧитателямЭлектронный каталогКак стать читателемПравила пользованияКнижные коллекцииОтечественные и зарубежные ресурсыЭлектронная доставка документовЗаказ на приобретение учебной литературы в библиотекуПодписка на журналы
Электронный каталог
Как стать читателем
Правила пользования
Книжные коллекции
Отечественные и зарубежные ресурсы
Электронная доставка документов
Заказ на приобретение учебной литературы в библиотеку
Подписка на журналы
Для лиц с ОВЗБиблиотечный пункт по выдаче изданий для людей с проблемами зренияСписок специализированных книг для людей с ограниченными возможностями здоровьяСпециализированные библиотеки
Библиотечный пункт по выдаче изданий для людей с проблемами зрения
Список специализированных книг для людей с ограниченными возможностями здоровья
Специализированные библиотеки

История библиотеки

Тверской государственный университет ведет свое начало от трех учебных заведений. Это Тверская женская земская учительская школа им. П. П. Максимовича, Постоянные педагогические курсы Тверского губернского земства и Тверской учительский (с 1918 – педагогический) институт. На основе их объединения в 1919 г. был создан Институт народного образования (с 1921 г. – педагогический институт, с 1971 г. – университет). История Научной библиотеки Тверского университета начинается вместе с историей Тверского учительского института, открытие которого состоялось 2 ноября 1917 г.

Школа Максимовича. 1870–1919

1 декабря 1870 г. член Тверской земской управы Павел Павлович Максимович (1816–1892) на собственные средства открыл в Твери школу для подготовки народных учительниц (по-современному – учителей начальной школы). Такая школа была крайне необходима, так как большинство населения Тверской губернии было неграмотным, а для развития страны требовалось всеобщее образование. Максимович считал, что именно женщина, дающая жизнь ребенку, его первая кормилица, должна стать и его первой учительницей, потому что она гораздо ближе к нему, нежели мужчина.

С 1871 г. частная школа начала получать дотации Тверского земства, увидевшего полезность и важность инициативы, а с 1882 г. она стала полностью земскою. Школа «становилась на ноги» довольно трудно, ибо смелость и решительность П.П. Максимовича, его стремление расширить школьную программу и улучшить качество образования вначале пугало губернское начальство и вызывало его недовольство. В борьбе с жесткой и несправедливой критикой родилась одна из первых и лучших в России женских учительских школ, педагогическое наследие которой не потеряло актуальности и в наши дни.
Открытие такого заведения было явлением новым. Земствам разрешалось учреждать только начальные народные училища, а школа Максимовича давала обширные знания, далеко выходящие за рамки «школ грамотности». Это был уровень среднего специального учебного заведения, в которое принимались девочки 13–18 лет, окончившие народные школы, срок обучения составлял сначала 3 года, а затем 5 лет.
За почти 50 лет своего существования (1870–1919) школа превратилась в уникальное учебное заведение. Она была хорошо известна среди педагогов России, отмечалась высокими наградами на выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Сведения о П.П. Максимовиче и его школе вошли в крупные отечественные энциклопедии XIX–XX вв. Высокий авторитет школы был обусловлен многими факторами.
Прежде всего, она давала бесплатное образование крестьянским девушкам, которые нигде в другом месте получить его не могли, поскольку все остальные средние учебные заведения Твери были платными.
Очень продуманным был подбор педагогических кадров. В разные годы в школе работали крупные педагоги и общественные деятели: Надежда Павловна Дьяконова, Александр Николаевич Робер, Федор Федорович Ольденбург, Елизавета Петровна Свешникова. Многие из педагогов стали впоследствии известными учеными и писателями. Среди них Алексей Петрович Павлов – крупнейший специалист в области геологии, профессор Московского университета; литературовед и историк
Митрофан Михайлович Клевенский; автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» Николай Альбертович Кун и др.

Выпуск 1918 г.В основе всего внутреннего уклада школы лежали идеи родоначальника русской педагогической науки К.Д. Ушинского. Его теория народности, научности и доступности средней школы здесь осуществлялась на практике. Главная педагогическая установка заключалась в том, что в центр воспитания ставился человек, с его внутренним миром и интересами. У каждого ребенка есть способности, их надо найти, поддержать и дать толчок к развитию. Это и есть задача первого учителя. А для этого сам учитель должен быть очень развитым и интересным человеком. Поэтому девушки получали здесь хорошее всестороннее образование, в котором преобладало гуманитарное направление. Учебная программа была намного шире, чем в правительственных учительских семинариях и даже гимназиях. Школа имела хорошо оборудованные кабинеты физики, химии, биологии, рисования, музыки, а также лаборатории, метеорологическую установку и телескоп, отличную библиотеку, столярную и переплетную мастерские. Педагоги формировали у воспитанниц научное мышление, так как здесь серьезно занимались краеведением, ездили в фольклорные экспедиции, а показания с метеорологической станции посылались в Николаевскую обсерваторию Петербурга. С 1877 г. при школе стало работать народное училище, в котором «максимовки» проходили педагогическую практику.
Особым достоянием школы была ее библиотека. К 1919 г. она насчитывала более 15 тыс. томов. Ценную ее часть составляли книги по педагогике и психологии, с большой полнотой была представлена художественная литература, книги по истории, географии, искусству. Особый интерес представляет собрание книг для народного чтения, которое передала школе ее начальница в 1888–1905 гг. Е.П. Свешникова. Книга В.В. Стасова «История книги "Византийские эмали" А.В. Звенигородского», являющаяся полиграфической и библиографической редкостью, была выпущена в Санкт-Петербурге в 1898 г. в количестве всего 150 экземпляров, один из которых был подарен школе.

Школа стала крупным методическим центром Твери. В ее стенах размещались: Справочно-педагогическое бюро, созданное для сбора и обработки педагогической литературы; Общественно-педагогический кружок, объединявший педагогов города; Музей наглядных пособий тверского губернского земства. Творческая деятельность воспитанниц и учителей делала ее и культурным центром города. Здесь еженедельно ставились спектакли, устраивались литературно-музыкальные вечера и концерты, на которых не раз выступали композиторы: Федор Осипович Лашек, Александр Васильевич Александров (в будущем автор музыки государственного гимна России), Николай Васильевич Сидельников.

Важная особенность школы – личностный подход в вопросах воспитания и атмосфера демократизма, сотрудничества между педагогами и ученицами. Педагоги уважительно относились к своим воспитанницам и так же учили их вести себя с будущими учениками. По этой причине в школе сложилась уникальная традиция отсутствия оценок знаний учащихся и мучительных переводных экзаменов из класса в класс, которые тогда были приняты во всех средних учебных заведениях России и которые подчас приводили к самоубийствам учеников. Коллектив составлял дружную семью, беззаветно преданную своему делу, где не было место лжи, лести и формальным отношениям. Эта семейная атмосфера сохранялась до последнего дня работы школы. Об этом говорят архивные документы тяжелого 1918 г. В стране голод, не хватает продуктов питания, девочки падают в обмороки, но учителя продолжают учить, а воспитанницы учиться. Стремление получить образование было сильнее всех жизненных невзгод.

Школа стала любимым детищем тверского земства, которое вкладывало в ее развитие большую часть своего бюджета, особо заботясь о хороших помещениях для нее. Так, в 1889 г. у тверского купца И.И. Боброва было куплено здание по ул. Трехсвятской (сегодня здесь расположен исторический факультет ТвГУ), а в 1909 г. на ул. Козьмодемьяновской (ныне Желябова) построено красивое здание, сегодня – главный корпус университета. Около него до наших дней сохранилась мемориальная решетка, в центре которой имеется вензель «ШМ».

Здание школы, построенное в 1909 г.Здание школы, построенное в 1909 г.

В 1919 г. школа была закрыта, а все ее имущество передано Институту народного образования. В гербе, флаге и знаке Тверского государственного университета увековечена память о школе в виде монограммы «ШМ» и даты ее основания – «1870». 
Архив школы состоит из основного архива (около 200 документов) и личных архивов преподавателей: Л.В. Кандаурова (150 документов) и М.М. Клевенского (45 документов), идет формирование архива Н.А. Куна.
Основной архив школы включает фотографии, рабочие тетради педагогов, рукописные журналы воспитанниц, альбомы стихов и рисунков, афиши и программки спектаклей, воспоминания выпускниц.

 

Тверской учительский (с 1918 г. – педагогический) институт. 1917–1919

17 июня 1917 г. по распоряжению министра народного просвещения Временного правительства А. А. Мануйлова в Твери был открыт учительский институт.

Директором его стал Николай Дмитриевич Никольский, до этого бывший директором народных училищ Тверской губернии. С созданием учительского института связано становление высшего образования на Тверской земле.
Институт создавался в условиях продолжающейся мировой войны, политической неразберихи, бытовой неустроенности. Не было своего здания. Занятия проходили в коммерческом училище (в настоящее время гимназия № 6) во вторую смену, затем в помещении бывшей архиерейской дачи, где был большой земельный участок, на котором работали студенты.
В 1917 г на первый курс поступило тридцать семь слушателей. Преподавателей было девять, в их числе Леонид Васильевич Кандауров, преподававший физику. Теорию и практику хорового пения вел Александр Васильевич Александров, впоследствии руководитель ансамбля песни и пляски Советской Армии, автор музыки гимна Советского Союза.
В октябре 1918 г. институт перевели в здание Тверской духовной семинарии. Условия учебы были тяжелыми. Полуголодные студенты слушали лекции в неотапливаемых аудиториях, завернувшись в теплые платки и пальто. В это время особенно важна была поддержка преподавателей, которые старались скрасить тяжелую студенческую жизнь. Студенты тех лет вспоминали: «профессора были нашими старшими товарищами, они так тепло, так чутко к нам относились <…> Александр Васильевич Александров устроил концерт. Пели наши студенты, а он дирижировал. Преподаватели <…> ходили к нам в общежитие, затевали разные игры…». Сергей Гаврилович Крапивин «любил с нами петь революционные песни, а в трудные моменты жизни вселял в нас бодрость, веру в свои силы и говорил о радостях педагогического труда…».
Одновременно с созданием института начала формироваться его библиотека. Преподаватели, включая директора, закупали книги в магазинах и на книжных складах Твери и Москвы. За 1917–1918 гг. сохранилось более ста счетов на приобретенные для библиотеки книги. Одни – на несколько названий, другие – на десятки и сотни. Вспоминает студентка первого набора Лидия Петровна Баринова: «Преподаватели возили нам из Москвы нужные книги и пособия. <…> Борис Александрович Грифцов работал в книжной лавке писателей и они с историком Дживелеговым отбирали все лучшее для института». Самым значительным поступлением было приобретение в 1918 г. значительной части собрания крупного литературоведа профессора (впоследствии академика) Александра Сергеевича Орлова. К 1919 г. библиотека учительского института насчитывала 4 тыс. томов.

Тверской педагогический институт. 1919–1941

Осенью 1919 г. после объединения трех учебных заведений – учительского института, школы Максимовича и педагогических курсов – был создан институт народного образования, в 1921 г. преобразованный в педагогический.
Для чтения лекций активно приглашались лучшие московские профессора: историк Николай Иванович Радциг, химик Сергей Гаврилович, литераторы Александр Сергеевич Орлов, Юрий Матвеевич Соколов, Борис Александрович Грифцов, зоолог Владимир Франкович Натали. Многие из них работали в институте на протяжении многих лет.
Институт занял помещения школы Максимовича. Библиотека разместилась на втором этаже здания по улице Трехсвятской. В объединенном книжном фонде насчитывалось около двадцати трех тысяч томов (школа Максимовича – 15 тыс., учительский институт – 4 тыс., Постоянные педагогические курсы Тверского губернского земства – 3 тыс., библиотека общественно-педагогического кружка – 1 тыс.).
В сентябре 1919 г. заведующей библиотекой была назначена выпускница и преподавательница школы Максимовича Анна Степановна Кудряшова. Человек незаурядный, требовательный к себе и другим, она любила библиотеку как свое детище. Кудряшову недаром называли «образованнейшей библиотечной работницей». Анна Степановна внимательно следила за всем новым, что появлялось в организации библиотечного дела, училась сама и учила других,
старалась внедрять новые технологии в работу библиотеки. Уже в начале двадцатых годов большая часть фонда была переведена на десятичную систему (на консультацию пригласили создателя таблиц классификации Любовь Борисовну Хавкину). Тогда же были составлены алфавитный и систематический каталоги. Каждый год проводилась проверка книжных фондов.
В 1923/1924 учебном году библиотека пополнилась книгами из бывшей Тверской классической гимназии. Особенно ценным приобретением были журналы XIX в., литература по истории, филологии, географии.
Для студентов и школьников проводились экскурсии, на которых их знакомили с историей библиотеки, читальным залом, системой каталогов. Отдельные лекции посвящались ознакомлению с художественными и справочными изданиями.
Вместе с Анной Степановной Кудряшовой работали замечательные профессионалы, люди удивительной скромности и интеллигентности – Ольга Александровна Павлова, Антонина Константиновна Гинце, Серафима Александровна Соколова, Варвара Александровна Мошкова, Александра Петровна Зеленева. Последняя проработала в библиотеке более тридцати лет.
В 1927 г. был разработан проект устава библиотеки и правила пользования. Согласно этому уставу библиотека педагогического института включалась в сеть научных библиотек.
В конце 1920-х гг. над пединститутом возникла угроза закрытия. На его защиту дружно встала общественность Твери и Москвы. Главными аргументами сохранения вуза стали: сложившийся педагогический коллектив, преподавание лучших московских профессоров, общественная и научная активность студентов, наличие одной из лучших провинциальных вузовских библиотек в сорок пять тысяч книг, многие из которых являлись редкими и ценными.
Особой вехой стали 1930–1933 гг., когда библиотеку возглавил крупный ученый, историк и краевед Анатолий Николаевич Вершинский. Он понимал, что без универсальной, хорошо скомплектованной библиотеки невозможна полноценная деятельность высшего учебного заведения. По его инициативе в библиотеку поступило более 80 тыс. томов из ликвидированных после Октябрьского переворота учебных заведений и других учреждений Твери и Тверской губернии, а также национализированных усадебных библиотек тверских помещиков: Бакуниных, Квашниных-Самариных, Голенищевых-Кутузовых–Глинки, Гурко. Сейчас эти книги составляют ядро редкого фонда библиотеки.

1936 и 1937 гг. были особенно напряженными в довоенной истории библиотеки. За короткий срок были обработаны почти сто тысяч книг(!), скопившиеся в подсобном помещении библиотеки. Почти все они поступили в фонд при Анатолии Николаевиче Вершинском. Нарком просвещения Бубнов выделил средства на проведение аккордных работ. Возглавил описание книг крупный специалист библиотечного дела Борис Васильевич Бажанов, который уже работал с книгами из краеведческого музея. В обработке принимали участие в основном библиотекари пединститута, понимающие ответственность своего труда. В журнале «Красный библиотекарь» вышли две статьи Б. В. Бажанова (1936. № 10; 1938. № 4), в которых подробно рассказывалось, как была организована обработка книг и каких усилий она потребовала. Это была титаническая работа: карточки писались от руки, мешала страшная теснота, огромные тома постоянно переставлялись и передвигались. К началу 1938 г. обработка книг была успешно завершена.

Время суровых испытаний. 1941–1945

Калининская область с первых дней войны стала прифронтовой. Бои на ее территории продолжались 3 года, 2/3 территории оказались под игом оккупантов. На Тверской земле захоронено 242 609 погибших воинов, из них 53 тыс. – безымянны. За время оккупации погибло 40 876 мирных жителей.
Огромный ущерб нанесен народному хозяйству Калининской области. Пострадали многие учреждения культуры. Немцы сожгли и уничтожили 1394 школы, 236 клубов и театров, 14 музеев, 23 библиотеки, 1,5 млн томов литературы.
Библиотеке Калининского педагогического института повезло. Во время оккупации ей удалось сохранить свои основные фонды. История библиотеки военного времени наиболее полно раскрыта в историческом очерке О. Н. Овен, основанном на глубоком изучении архивных документов.
К началу войны библиотека КГПИ была одной из самых крупных в области. Ее фонд насчитывал 207 тыс. томов, половину из которых составляли книги, полученные в 20–30-е годы из различных учреждений и учебных заведений Твери, в том числе из богатейшей в Тверской губернии – библиотеки духовной семинарии.
По данным 1937 г., библиотека обслуживала 2100 читателей. Количество посещений насчитывало 180 тыс. Штат составлял 13 человек. С 1938 г. заведовал библиотекой Тимофей Прокофьевич Лебедев, известный в Твери библиотечный работник, основатель библиотеки им. А. И. Герцена. Т. П. уделял очень много внимания работе с фондом, особенно с редкими книгами.
Перед войной библиотека занимала весь второй этаж корпуса № 1, на пересечении улиц Урицкого и Желябова.
В конце июня 1941 г. в пединституте шла летняя сессия. После объявления войны многие преподаватели и студенты ушли на фронт. Не подлежащие мобилизации строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях, агитпунктах, командах ополчения и ПВО. Но занятия не прекращались. Летние каникулы были отменены. На старших факультетах шла ускоренная подготовка выпускников.
По мере отступления наших войск, в Калинине организовывались временные прифронтовые госпитали. Институт тоже предоставил для госпиталя свои помещения, в том числе часть библиотеки. Книги пришлось перенести в подвальные помещения корпуса № 1 и на первый этаж корпуса № 2. Там они были сложены штабелями. Выдавать книги было очень сложно, а иногда и невозможно. Библиотекари очень переживали по этому поводу, так как занятия продолжались еще и в октябре 1941-го, вплоть до первой бомбежки города.
В августе было принято решение властей об эвакуации предприятий и учреждений. Пединститут начал заниматься этой работой. Прежде всего, было подготовлено к эвакуации главное достояние вуза – лабораторное оборудование физического кабинета и ценнейшие книги – библиотека Феофилакта Лопатинского, рукописи, дорогие издания.
Ценности были упакованы в ящики и подготовлены к отправке в тыл. Но вывезти их не удалось. Тогда ящики были перенесены в подвальное помещение корпуса № 2 и спрятаны там.
В юбилейном сборнике, посвященном 40-летию вуза, было отмечено, что в спасении книг перед оккупацией участвовал весь коллектив института (преподаватели, студенты, служащие). Но не приходится сомневаться, что главная тяжесть этой работы легла на плечи сотрудников библиотеки.
Институт был эвакуирован в ночь с 12 на 13 октября. Многие преподаватели и служащие ушли из города пешком из-за нехватки транспорта. Ушел со своей семьей и Т. П. Лебедев. Из Кашина он был мобилизован на фронт, в 1943 г. из-за болезни уволен из действующей армии. Потом вернулся в Тверь, и дальнейший его профессиональный путь был связан в основном с Областной библиотекой.
14 октября немцы захватили Калинин, и два месяца (64 дня) город был под властью оккупантов. Фашисты устанавливали так называемый «новый порядок». На улицах появились виселицы. Расстрелы и аресты стали обыденностью. Ходить по городу без пропусков запрещалось. В 16 часов начинался комендантский час. Мирное население в принудительном порядке привлекалось к выполнению различных работ. Неповиновение грозило расправой и казнью.
Сохранились воспоминания о том, что в библиотеке остались три сотрудницы. Из них точно известна лишь одна – Нина Константиновна Гинце, которая работала в библиотеке почти со времени ее основания, с 1920 г., и постоянно называлась в числе лучших. По-видимому, она знала языки, так как заведовала абонементом иностранной литературы.
Главное документальное свидетельство жизни института периода оккупации – это материалы уголовных дел заведующего кафедрой всеобщей литературы Владимира Яковлевича Гнатюка и преподавателя немецкого и латинского языков Сергея Николаевича Юренева.
Они по разным причинам остались в городе и были привлечены немцами к работе в городской управе по линии учреждений культуры.
Из материалов допросов мы узнаем, что в основном здании института разместилась немецкая техническая рота, что на ящиках в подвале жили служащие института, и немцы не догадались, что там могут быть спрятаны ценности.
Мы узнаем также, что Н. К. Гинце была назначена заведующей библиотекой по ее личной просьбе.
После освобождения г. Калинина, в январе 1942 г., Гнатюк и Юренев были арестованы и приговорены к 10 годам ИТЛ за сотрудничество с немцами. Не помогло и то, что они пытались доказать свою причастность к спасению культурных ценностей, Гнатюк – библиотеки пединститута, Юренев – музейных коллекций.
В. Я. Гнатюк был реабилитирован посмертно, в 1991 г. О его жизни подробно рассказано в книге «Лица филологов : из истории каф. литературы Твер. ун-та». (Тверь, 2002. С. 95–118).
С. Н. Юренев после освобождения жил в Средней Азии и сегодня известен как ученый-исламовед. О нем довольно много публикаций и сведений в Интернете.
О судьбе Н. К. Гинце после освобождения города пока ничего не известно.
Имена этих людей связаны с самым «закрытым» периодом жизни института. Все они знали о тайном хранилище книг. Но ни один из них, ни остальные библиотекари, ни служащие института, жившие в подвалах, не выдали немцам спрятанные ценности.
16 декабря после ожесточенных боев Калинин был освобожден от захватчиков. Но еще долгое время ему пришлось залечивать раны, нанесенные войной. (В город начали возвращаться люди. Они увидели страшную картину разрушений, дымящиеся развалины, горы камня, щебня и пепла.)
В учебных корпусах педагогического института была разрушена отопительная система, выбиты стекла, сорваны двери, аудитории нижнего этажа превращены в свалку нечистот, расхищено оборудование лабораторий; коллекция исторических картин использована для обклейки стен, многие книги разбросаны и втоптаны в грязь. Кругом следы варварства и разрушений. В стенах зданий и крышах зияли пробоины от снарядов, крыши и потолки были полуразрушены. В аудиториях стояли сугробы снега, перемешанные с учебными пособиями, все документы канцелярии института и архива были разбросаны во дворе.
В январе 1942 г. из преподавателей и студентов, вернувшихся в город, создаются специальные восстановительные бригады. Библиотекари вместе со всеми очищают помещения от снега и грязи, расставляют разбросанные книги по стеллажам, приводят в порядок формуляры книг и абонементные карточки читателей. Несмотря на тяжелые условия работы и периодические налеты вражеской авиации, все охвачены высоким патриотическим подъемом и одним стремлением – поскорее начать занятия. С 1 марта 1942 г. институт возобновляет работу, библиотека приступает к обслуживанию читателей. (За военное время институт сумел подготовить 950 специалистов).
После освобождения города в библиотеке работало 4 человека, а к концу 1944 г. штат сотрудников состоял из 10 человек.
В феврале 1942 г. заведующей библиотекой была назначена Наталья Георгиевна Кудрявцева. Она пришла в библиотеку еще до войны, в1938 г. На посту заведующей Наталья Георгиевна оставалась 19 лет, до 1961 г.
В 1944 г. вернулась в библиотеку бывшая заведующая библиотекой А. С. Кудряшова. В эти годы работала Ольга Тимофеевна Тройникова и Антонина Петровна Зеленева. О. Т. Тройникова и Лариса Михайловна Широкая были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В восстановительный период, с 1942 по 1944 г., библиотекой была проведена огромная работа с книжными фондами. 
В 1942 г. состоялась проверка фонда, в результате которой выяснилось, что основной фонд библиотеки сохранен, хотя во время оккупации потеряно 33 416 томов, т. е. 1/7 часть фонда.
Среди этих книг были и те, что остались на руках у читателей и пропали в связи с военными действиями. В 1942 г. на имя директора библиотеки пришло около сотни заявлений от студентов и преподавателей с просьбой списать эти книги. По заявлениям читателей составлялись акты, утерянные книги исключались из фонда.
Несмотря на серьезные потери, библиотека пединститута передает более тысячи томов другим библиотекам города и области, серьезно пострадавшим во время оккупации.
В эти годы библиотека пополняется книжным фондом. В конце 1942 г. она принимает 22 108 экз. фонда бывшего Института иностранных языков, который в сентябре 1941 влился в состав пединститута в качестве самостоятельного факультета. В 1943 г. в библиотеку поступает 530 экз. учебной и научной литературы из Горьковского пединститута.
К 1945 г. библиотека Калининского педагогического института завершила восстановительный период и по объему работы приблизилась к довоенному уровню.
Особенно важным является то, что библиотека вместе с институтом сумела спасти самые ценные книги, прежде всего коллекцию известного деятеля петровской эпохи, архиепископа Тверского и Кашинского Феофилакта Лопатинского, которая с 1959 г. хранится в Санкт-Петербурге в библиотеке Российской Академии наук. Это собрание (1 348 документов) является национальным достоянием и включает памятники мирового значения – рукописные и печатные книги, начиная с XV в. – на десяти языках.
Библиотека сохранила уникальные рукописные книги XVII–XIX вв., которые в 1963 г. были переданы в областной архив.
Были сохранены для многих поколений памятники культуры, которые сегодня мы храним, реставрируем, изучаем, показываем студентам, школьникам и нашим гостям из разных стран: Книга Священного Писания Нового Завета 1619 г.; Малый атлас Герарда Меркатора на латинском языке с первой печатной картой Московии XVI в. (самая ранняя печатная карта нашего края); первый учебник церковнославянского языка – «Грамматика» Мелетия Смотрицкого 1648 г.; первый печатный свод российских законов – Соборное уложение 1649 г.; первый печатный учебник по математике – «Арифметика» Л. Магницкого 1703 г.; прижизненные издания Симеона Полоцкого, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина; книги с автографами Д. И. Карманова, И. И. Лажечникова, Н. И. Гнедича, М. А. Бакунина, Ф. Н. Глинки, А. К. Жизневского; первое факсимильное воспроизведение древнейшей датированной русской книги «Остромирова Евангелия» 1056 года. «Арифметика» Л. Магницкого 1703 г.
Эти книжные сокровища живы благодаря скромным труженикам, известным и безымянным, которые во времена тяжелых испытаний выполняли свой профессиональный долг, сохраняли и возрождали библиотеку для будущих поколений.
В апреле 1945 г. директор КГПИ Александр Александрович Пичугин во главе делегации преподавателей пединститута был принят Председателем Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калининым. Члены делегации рассказали о том, как институт оправился после немецкой оккупации, какую научную работу ведут педагоги института, как институт использует опыт старейшей женской педагогической школы П. П. Максимовича.
За военное время вуз сумел подготовить 950 специалистов.

Преодоление. Путь к университету. 1945–1971 гг.

Студенты послевоенных лет тепло вспоминают библиотеку, ее особую, «домашнюю» атмосферу: «У нас была очень хорошая библиотека. Там было две старушки, две курсистки. Они с дореволюционных времен жили, у них была такая коммуна. Они очень любили тех, кто вернулся с фронта, давали нам лучшие книги», «в библиотеке работали выпускницы школы Максимовича – очень интеллигентные люди, их называли “божьи коровки”». «В читальном зале, где был теплый калорифер, студенты отогревались и запоем читали книги, по которым истосковались за годы войны».
В послевоенные годы много сил уходило на проверку книжных фондов и «очищению» их не только от ветхой и невостребованной, но и «идеологически чуждой» литературы. Вплоть до смерти Сталина в 1953 г. работникам приходилось выполнять требования властей по изъятию книг репрессированных авторов, вымарыванию их фамилий в текстах. Сегодня коллекция «репрессированных» книг является живым свидетелем истории и представляет собой большую культурную ценность.
Также в этот период библиотека передавала из дублетного фонда большое количество книг пострадавшим от войны библиотекам (например, Калининской областной библиотеке им. А. М. Горького), новым педагогическим институтам (Калининградскому, Южно-Сахалинскому, Тувинскому и др.).
Одним из главных качественных изменений библиотеки стала организация справочно-библиографической работы. Тематические картотеки к памятным датам, юбилеям писателей, картотеки журнальных статей, списки новых поступлений, которые вывешивались библиотекарями на кафедрах института, помогали в учебе и научной работе. Начинала работу справочно-библиографического отдела Анна Степановна Кудряшова, которая вернулась в библиотеку в послевоенные годы. В 1950-е гг. она первая стала проводить занятия по основам библиографии со студентами исторического факультета. С 1962 г. лекции читались уже на всех факультетах института.
Массовая работа с читателями в послевоенное двадцатилетие находилось под сильным воздействием коммунистической идеологии: большее количество выставок и обзоров было посвящено Ленину, Сталину, Октябрьской революции и «красным датам» календаря. Исключением на этом фоне выглядят большие юбилейные выставки, посвященные 120-летию со дня рождения Л. Н. Толстого (1948 г.), 150-летию А. С. Пушкина (1949 г.) и др. Впервые за свою историю в 1959 г. библиотека организовала несколько читательских конференций, в которых участвовал Л. Кассиль, Б. Полевой, М. Рыбаков. В качестве эксперимента был осуществлен частичный открытый доступ к общественно-политической литературе, в результате чего, к сожалению, библиотека потеряла часть ценных изданий.
Новой формой работы стал и межбиблиотечный абонемент, возможностью заказать необходимую книгу в крупных библиотеках страны пользовались, в первую очередь, преподаватели, аспиранты и студенты-дипломники.
В 1945–1961 гг. руководила библиотекой Н. Г. Кудрявцева, а в 1963–1965 гг. – В. А. Соловьева, которая согласилась лишь на временное руководство. В 1965 г. ее сменила О. Н. Овен, которой принадлежит честь превращения библиотеки провинциального педагогического вуза в научную университетскую.

Научная библиотека университета. 1971 – 2011

Во второй половине 1960-х гг. в институте проводилась подготовка к переходу на более высокую ступень – к созданию университета. В 1965 г. ректором института стал Владимир Васильевич Комин, энергичный ученый и талантливый организатор. В 1971 г. для нашего учебного заведения началась новая эпоха.
В 1971 г. для нашего учебного заведения началась новая эпоха – Калининский педагогический институт стал университетом. Это открыло новые возможности как для университета в целом, так и для научной библиотеки. Директором библиотеки с 1965 г. стала Ольга Никандровна Овен, специалист с высшим библиотечным образованием, большим административным опытом. Почти двадцать лет она была руководителем. За это время библиотека полностью сформировалась как научная, университетская. Высокий профессионализм, эрудиция, творческий подход к делу, внимание к людям позволили Ольге Никандровне успешно решать самые сложные задачи, которые ставило руководство университета перед библиотекой.
Все, чего смогла добиться библиотека, сделано благодаря людям, их бескорыстному творческому труду. В 1965 г. в библиотеке работало двенадцать сотрудников, среди них Вера Александровна Соловьева, Тамара Ивановна Бажанова, Виолетта Сергеевна Ланкова, Анна Ивановна Некрасова, Нина Дмитриевна Шушакова, Оксана Петровна Федорова, Анна Арсеньевна Васильева. Все они любили свою работу, гордились ею. Эти люди составляли костяк коллектива, который постоянно пополнялся новыми кадрами. В 1971 г. в библиотеке трудилось двадцать два человека, в 1984 –более шестидесяти. На работу принимались люди с библиотечным или гуманитарным образованием. Сотрудники, не имеющие специального образования, осваивали азы профессии на занятиях для молодых библиотекарей. С 1978 г. курс обучения заканчивался торжественным праздником посвящения в библиотекари. Старейшие сотрудники давали напутствие молодым. Каждый отдел старался придумать оригинальный номер, соответствующий празднику. Завершалось торжество вручением дипломов.
Все библиотекари имели возможность повышать свою квалификацию, выступать с сообщениями на конференциях в Калинине и других городах. 
После создания университета библиотека получила новый стимул и новые возможности развития. Появлялись новые формы работы, росла производительность труда. Библиотека стабильно побеждала в социалистическом соревновании.
Регулярно проходили обзоры и выставки новых поступлений, на которые приходили преподаватели института. Все более интенсивной становилась справочно-библиографическая работа. Библиотека стала центром информации по основным проблемам научных исследований. Основным направлением была работа с читателями, воспитание культуры чтения, умения самостоятельно работать с книгой.
Почти все, кто учился в стенах нашего учебного заведения, вспоминают прекрасные обзоры литературы, читательские конференции, встречи с писателями, которые проходили в библиотеке. К памятным историческим датам, юбилеям писателей всегда оформлялись выставки. Постепенно на них стала появляться не только современная и «идеологически выверенная» литература. Библиотека стала открывать перед читателями свои редкие фонды. В ходе организации отдела книгохранения работники выявляли редкие и ценные книги и журналы. Одновременно формировался фонд краеведческой литературы.
Работу с дореволюционным фондом возглавила О. Н. Овен. Директор поставила работу с редкими изданиями на научную основу. Она же разработала спецкурс по истории книги. Студенты-историки, сейчас уже видные ученые, с благодарностью вспоминают её лекции. В целом, именно Ольга Никандровна начала вести серьезную книговедческую работу, которая успешно продолжается и сегодня.
В 1984 г. директором библиотеки стала Александра Григорьевна Малая, которая до этого была заместителем О. Н. Овен, активным профсоюзным деятелем. Особое свойство Александры Григорьевны – умение видеть каждого человека, замечать в нем все хорошее. Тактичность, интеллигентность директора создавали атмосферу доброжелательности в большом коллективе. Несмотря на тяжелые условия труда, неудобный график работы, нищенскую зарплату, каждый работник ощущал себя частью большой дружной семьи. Поездки в колхоз на уборку урожая, физкультурно-оздоровительные мероприятия, в которых участвовали и молодые и пожилые, сейчас вспоминаются с легким оттенком ностальгии. Рождались хорошие традиции, многие сохранились на долгие годы. Библиотечные праздники – одна из них. Они всегда проводились неформально, помогали людям раскрыться, выявляли способности и таланты. 
Несмотря на то, что часть фондов была перемещена в филиалы, основное здание библиотеки было перегружено книгами. Требовался капитальный ремонт. Неоднократные обращения дирекции и ректората к городским властям, партийным органам положения не изменили. В феврале 1991 г. старая отопительная система не выдержала нагрузки – горячей водой залило огромное количество книг, среди которых были и дореволюционные издания. Все силы были брошены на спасение фонда. Работники библиотеки трудились без выходных. Книги развешивались на веревках в коридорах и лестницах. Их проглаживали утюгами, сушили вентиляторами. Помогали преподаватели, студенты, коллеги из других библиотек. Катастрофа всколыхнула общественность города, появились статьи в местных и центральных изданиях, передачи на радио и телевидении.

Власти были вынуждены предоставить библиотеке новое помещение – здание бывшего Дома политического просвещения обкома КПСС. Все библиотекари во главе с директором связывали, грузили, переносили бесконечные пачки книг. Изнуряющий физический труд скрашивала постоянная забота Александры Григорьевны. В короткие сроки была организована работа библиотеки в новом здании. Открыт отдел редких книг с автономным читальным залом. В 1992 г. библиотеке была присвоена первая аттестационная категория.
Девяностые годы – время стремительных преобразований в стране. Библиотека не осталась в стороне от них. Коллектив оказался способным поддержать изменения, диктуемые временем.
Директором библиотеки в 1992 г. стала Елена Ивановна Березкина. Активная, энергичная, открытая всему новому, она сумела вывести библиотеку на передовые позиции современности. Она сама постоянно училась и призывала к этому коллектив. Ее инициативность и профессионализм способствовали успешной работе библиотеки в условиях рыночных отношений, активизации международных связей, освоению компьютерных технологий.
Библиотека получила статус Центральной библиотеки области по работе с редкой книгой и ее сохранности. В это время были созданы различные базы данных. Совместно с Государственным архивом Тверской области, Тверским объединенным музеем и Тверской картинной галереей библиотека ТвГУ начала создавать научное описание книжных памятников, хранящихся в Тверском крае. При непосредственном участии Е. И. Березкиной воплотились в жизнь многие научные и просветительские проекты: «Книжность древней Твери», «Тверская усадьба», «Тверские губернские ведомости», проведение Дней славянской письменности и культуры, издание сборников статей сотрудников и др. Подробнее… (О библиотеке/Издания НБ ТвГУ)
Формирование единого образовательного и научного пространства,
становление информационного общества, глобализация – таковы геополитические условия, в русле которых развивается Тверской государственный университет и Научная библиотека в начале нового тысячелетия. Современная библиотека высшего учебного заведения – это информационный центр, работа которого значима для всего региона в целом. Понимая это, Ольга Викторовна Вершинина, ставшая директором библиотеки в 2002 г., организовала большую работу по внедрению новых информационных технологий в библиотечные процессы. В настоящее время создана электронная библиотека с большим объемом полнотекстовых ресурсов, в частности статей из периодических научных изданий, учебной литературой. Основную часть фонда электронной библиотеки составляет электронный каталог (ЭБ). Современная библиотека обеспечивает вуз удаленными информационными ресурсами, которые способствуют интеграции его в мировое информационное пространство. Это полнотекстовые базы данных консорциумов НЭИКОН, e-Library и т.д. Электронный каталог Научной библиотеки работает на основе программы МАРК-SQL, которая позволяет производить качественную ретроконверсию карточных каталогов и осуществлять автоматизированную книговыдачу. Новейшие методы поиска документов делают обслуживание читателей более комфортным, способствуют улучшению качества и оперативности информационно-библиотечной деятельности.
Одним из главных направлений деятельности библиотеки стало участие в работе консорциумов, объединяющих информационные ресурсы библиотек-участниц. Создание сводных каталогов (АРБИКОН, МАРС, КОРБИС) обеспечивает возможность взаимного доступа студентов и преподавателей различных вузов к информации, книжным фондам. Библиотека обеспечивает удаленный доступ к электронным ресурсам не только из локальной библиотечной сети, но и с любого автоматизированного рабочего места университета, домашнего компьютера. Читатели получили возможность пользоваться электронной доставкой документов, осуществлять поиск книг по виртуальной библиографической службе. Внедрение телекоммуникационных и информационных технологий обеспечили дополнительные возможности пополнения фондов электронными ресурсами.
Актуальным является сканирование редких и ценных изданий с целью создания депозитария и базы данных образовательного ресурса. Уникальный проект по созданию электронной коллекции редких изданий был отмечен Золотой медалью и Дипломом 12-ого Всероссийского форума «Образовательная среда – 2010».

Современное комплектование библиотеки основывается на мониторинге потребностей вуза, анализе статистических данных новых учебных программ, научных направлений. Объем фонда библиотеки превышает 1 млн. единиц хранения.
Перед библиотекой встает задача обеспечения сохранности книжных богатств. Для того чтобы продлить жизнь книгам, особенно редким и ценным изданиям, в 2009 г. был открыт отдел реставрации и переплета.
В библиотеке ведется работа по проекту Репозиторий – открытый электронный архив, в котором обеспечивается долгосрочное хранение и широкий свободный доступ к публикациям сотрудников ТвГУ и сторонних организаций, которые опубликовали свои материалы в изданиях университета. Небольшие тиражи изданий не позволяют внешним пользователям получить исчерпывающую информацию о научной и издательской деятельности вуза. Поэтому создание открытого архива интегрирует научные информационные ресурсы университета в мировое научно-образовательное пространство, раскрывает научный потенциал университета в регионе, развивает исследовательскую деятельность. В настоящее время в Репозитории содержатся 1400 публикаций из журнала «Вестник ТвГУ». Ведется работа по наполнению архива статьями из сборников, авторефератами диссертаций. За реализацию данного проекта библиотека была награждена Дипломом Международной конгресс-выставки «Global Education – образование без границ».
В последние годы особое внимание уделяется научной и публикационной активности ученых вуза. Научная библиотека проводит большую работу по проекту «Российский индекс научного цитирования» совместно с Научной электронной библиотекой. Этот проект способствует повышению уровня цитируемости публикаций научных сотрудников путем обеспечения широкого доступа к ним, упорядочивает систему учета и контроля публикационной активности университета, его сотрудников.
ТвГУ подписал договор с Консорциумом «Контекстум», который урегулировал вопрос о защите авторских прав на интеллектуальную собственность при легальном использовании цифровых копий в Интернете. При посредничестве библиотеки подписано 11 лицензионных договоров. Научная библиотека совместно с консорциумом продолжает работу по формированию Национального цифрового ресурса РУКОНТ.
Библиотека ТвГУ продолжает развиваться, внедряя инновации и сохраняя фундаментальные ценности и конкурентные преимущества, достигнутые за последние 40 лет.